Приднестровский конфликт возник еще в 1989 году между республикой Молдавией и непризнанной Приднестровской Молдавской республикой. Разгорелся конфликт на национальной почве: официальные власти отделенной от Советского Союза республики начали ожесточенную борьбу с русским языком на территории, где преимущественно проживает русскоязычное население. 16 февраля 1989 года был опубликован законопроект «О функционировании языков на территории Молдавской ССР». Согласно проекту, родители лишались права выбора языка обучения детей, а за использование в официальном общении иного языка, кроме государственного, предусматривалась административная и, в ряде случаев, уголовная ответственность. 30 марта 1989 года был опубликован законопроект «О государственном языке», подготовленный рабочей группой Верховного Совета МССР, в котором единственным государственным языком провозглашался молдавский. В 1992 году конфликт перерос в вооруженное столкновение, непродолжительное, но принесшее многочисленные жертвы. Конфликт не урегулирован политическими средствами до сих пор, а в связи с военными действиями на Украине, начинает вновь набирать силу.
С докладами о различных этапах конфликта выступили аспирант I курса А.Е. Мельников и аспирант II курса А.А. Торопилов. Они рассказали о назревании конфликта, участии в нем России и Европейских держав, о роли США в данном конфликте. Далее аспирант I курса И.А. Вохмянин рассказал о современном состоянии дел в непризнанной республике. В Приднестровской Молдавской республике располагаются российские миротворческие силы, проживает много граждан нашей страны. Украина и Молдавия, окружающие республику стремятся закрыть границы данной территории, что приведет к гуманитарной катастрофе. Аспирант II курса А.П. Кузнецов представил различные направления развития событий в данном регионе. Такие, как втягивание Российской Федерации в вооруженный конфликт, развязывание военных действий внутри республики Молдавия, расположение в Молдавии войск Украины, создание Молдавской конфедерации, основанной на взаимных уступках, либо оставление ситуации в стадии «дамоклова меча» над Россией.
В ходе семинара для обсуждения были предложены следующие вопросы:
– Какой вариант развития событий наиболее возможен?
– Какую позицию стремиться занять Россия?
– Стоит ли проводить «параллели» между данным конфликтом и другими «горячими точками»?
В ходе дискуссии участники мероприятия обменялись мнениями и пришли к следующим выводам:
1. По мнению аспирантов, в сегодняшней ситуации наиболее вероятны два варианта развития событий. Первый – это закрытие границ Приднестровской Молдавской республики со стороны Украины и Молдавии, что приведет к гуманитарной катастрофе. Россия же, попытавшись нарушить данное отчуждение, окажется втянутой в военный конфликт. Второй вариант основан на том, что власти Молдавии и Приднестровья не захотят вести войну на своей территории и договорятся о создании федеративного государства, определив статус каждой национальности в нем.
2. Аспиранты в ходе обсуждения пришли к выводу, что Россия в любом случае будет поддерживать своих граждан для сохранения политической независимости, но пока выступает за мирное разрешение вопроса.
3. На третий вопрос мнения несколько разнились. Аспиранты, хотя и считали, что конфликты в Украине, Грузии, Чечне и начались с национального вопроса, с определения статуса языка и прав русскоязычного населения, но объединять их не стоит хотя бы потому, что в перечисленных конфликтах была заинтересованность Кремля, а Приднестровский конфликт возник без вмешательства со стороны России, наша страна вступила в него, когда он уже разгорелся.
В завершение мероприятия аспиранты отметили, что данные проблемы не имеют однозначного решения, и нельзя сказать однозначно, в силе ли власти избежать вооруженного столкновения.