Вологодский научный центр Российской академии наук
10.07.202007.2020с 01.01.2020
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

Бюджетные ресурсы региона. Инструменты и принципы перераспределения

Старший научный сотрудник ВолНЦ РАН к.э.н. М.А. Печенская-Полищук в рамках научной школы «Теория и методология управления устойчивым социально-экономическим развитием региональных систем» (научный руководитель – д.э.н., профессор Т.В. Ускова) изучает инструменты и принципы перераспределения бюджетных ресурсов в регионе. Исследование выполняется при финансовой поддержке гранта Президента РФ № МК-2003.2020.6 «Финансовые механизмы стимулирования муниципального развития в контексте обеспечения экономического роста государства».

На основе анализа статистических данных с 2005 по 2018 гг. по российским регионам Федерального казначейства России, Министерства финансов, Росстата, региональных органов власти и органов местного самоуправления автором исследования выявлены тенденции бюджетного перераспределения в регионе. Среди предложенных направлений повышения его эффективности – комплекс инструментов укрепления доходной базы местных бюджетов и научно-методическое обоснование применения инструментов бюджетного перераспределения в регионе на основе эффективного использования потенциала местной бюджетной системы.

С этой точки зрения, по мнению ученого, современная государственная региональная политика внутрирегионального перераспределения бюджетных ресурсов должна соответствовать следующим ключевым принципам:

  • во-первых, принципу возмещения, который проявляется в том, что принятие бюджетных норм для одних типов муниципальных образований не должно существенно снижать бюджетный потенциал в других (путем применения соответствующих механизмов компенсации);
  • во-вторых, принципу дифференциального укрепления доходной базы, который учитывает особенности, тенденции, исторические традиции хозяйствования различных типов локальных территорий. Например, в крупных муниципальных образованиях основной акцент должен быть на стабильности закрепления за органами местного самоуправления имущественных налогов (земельный налог, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц). В муниципалитетах со слабым производственным потенциалом важным становится стимулирование развития малого бизнеса;
  • в-третьих, принципу обоснованности, который свидетельствует о подкреплении тех или иных бюджетных перераспределений научно-методическим инструментарием.

Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться в статье.

Все сообщения