В работе семинара приняли участие 21 человек, представляющие образовательные и медицинские организации города Вологды и Вологодской области.
Вводную презентацию о целях и задачах Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН представила заместитель директора по научной работе ИСЭРТ РАН, кандидат экономических наук Любовь Васильевна Бабич.
В выступлении заведующего отделом исследования уровня и образа жизни населения ИСЭРТ РАН, кандидата экономических наук Ольги Николаевны Калачиковой основное внимание было уделено тенденциям показателей здоровья детского населения России и Вологодской области. Одной из важнейших проблем, по мнению докладчика, остаются неблагоприятные тенденции смертности и заболеваемости детей, накопление нездоровья к старшим возрастам, недостаточная осведомленность и медицинская активность родителей. О.Н. Калачикова приходит к выводу, что необходимо создание механизма эффективного взаимодействия родителей, медицинских работников, учителей, социальных педагогов, психологов для обеспечения оптимальных условий формирования здоровья и развития детей.
Выступление научного сотрудника отдела исследования уровня и образа жизни населения ИСЭРТ РАН, кандидата экономических наук Константина Николаевича Калашникова было посвящено основным принципам и механизмам формирования оптимальной модели здоровьесбережения. Докладчик описал желаемую и принятую в мире восьмикомпонентную модель системы охраны здоровья, включающую часто упускаемые из вида элементы – службу охраны здоровья персонала школы и участие родителей. Основное внимание в докладе было сосредоточено на нюансах в возможностях контроля на разных этапах реализации программ. Если отдельные аспекты деятельности достаточно легко реализуемы, при этом оценка уровня их реализации поддаётся количественной оценке (например, организация питания и закупка мебели установленных параметров), тогда как другие, разработка программ и их реализация в педагогическом процессе, непрозрачны и чрезвычайно сложно контролируемы. Однако в любом случае, степень свободы в выборе тактики здоровьесбережения, предоставляемой учителям, должна определяться уровнем их квалификации, осведомлённости в вопросах здоровья и здоровьесбережения и мотивации: чем выше последние, тем менее целесообразно использование инструкций и формализованных процедур контроля деятельности педагогов.
Инженер-исследователь отдела исследования уровня и образа жизни населения ИСЭРТ РАН Ирина Николаевна Разварина представила доклад по теме «Адаптационный подход к оценке нервно-психического развития детей младшего школьного возраста», в котором была обоснована актуальность эффективного сотрудничества педагогических и медицинских работников на этапе сбора информации о ребенке для постановки достоверного диагноза, проанализированы методы комплексной психолого-педагогической диагностики и рекомендуемый объем информации о детях младшего школьного возраста, необходимый для доврачебного этапа оценки нервно-психического развития детей при профилактических осмотрах и по показаниям.
Опыт организации внутриведомственного и внешнего взаимодействия при реализации программ здоровьесбережения в образовательной организации был рассмотрен в сообщении заместителя директора МОУ «СОШ № 13» Ирины Михайловны Щукиной.
С целью обучения коллективной практической работе, формированию умений внутриведомственного и межведомственного взаимодействия и общения, отработки навыков индивидуального и совместного принятия решений была проведена деловая игра «Проблемы здоровьесбережения обучающихся и пути их решения». Участникам семинара было предложено разделиться на группы: «представители органов власти», «руководители», «специалисты», «медицинские работники», «социальные работники», «педагоги», «родители». Каждая группа по итогам обсуждения предлагала свой вариант решения проблемной ситуации. Также была сформирована группа «экспертов», которые обобщали полученные результаты и выбирали лучший опыт решения данных задач.
Доклады участников:
Доклад заместителя директора МОУ "СОШ №13" И.Н. Щукиной.
Доклад заведующего отделом ИСЭРТ РАН, к.э.н. О.Н. Калачиковой.