Олимпиада «Ступени» реализуется Лицеем НИУ ВШЭ совместно с Дирекцией НИУ ВШЭ по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися. Олимпиада «Ступени» - это метапредметная олимпиада по исследовательской деятельности.
В первый год проведения олимпиады «Ступени» (в 2014-2015 году) в ней приняли участие более 400 человек из 20 регионов России и Казахстана. География финалистов составила 25 регионов России от Иркутска до Кабардино-Балкарской республики. В 2015-2016 г. Олимпиада проводилась в московском регионе и в ней приняли участие 300 человек.
К участию приглашаются школьники, которые уже имеют опыт написания исследовательских работ или только собираются приступить к их написанию, но знают, по каким принципам устроена исследовательская деятельность и научная работа.
Олимпиада не является конкурсом индивидуальных исследовательских работ школьников и не дублирует существующие научно-практические конференции. В «Ступенях» оцениваются отдельные навыки и умения, из которых состоит исследовательская компетенция.
Олимпиада проходит в два этапа: заочный и очный.
Заочный (отборочный) этап пройдет 16 декабря 2017 года, очный – 21 февраля 2018 года.
В заочном этапе представлены задания тестового типа. Они направлены на выявление таких исследовательских навыков, как умение поставить цель и задачи, сформулировать гипотезу исследования, спланировать ход и структуру работы и другие.
На очном этапе, который состоится в Лицее НИУ ВШЭ, участникам олимпиады предстоит дать экспертную оценку исследовательской работы в соответствии с обозначенными критериями и написать на нее рецензию.
Победители и призеры олимпиады "Ступени" получают преференции при отборе на двухнедельную стажировку в Лицей НИУ ВШЭ
Олимпиада направлена на развитие у школьников исследовательских навыков, понимания логики исследовательской деятельности. Исследовательская компетенция в заданиях олимпиады раскладывается на умение поставить цель и задачи, сформулировать гипотезу исследования, спланировать ход и структуру работы, подбирать и интерпретировать материал и релевантную литературу, подбирать и использовать подходящий метод, строить корректную аргументацию, презентовать и оформлять результаты.