Первый доклад представил аспирант I курса Д.А. Алферьев. Он рассказал слушателям о жизненном и творческом пути С. Говорухина. Сценарист и режиссер Станислав Сергеевич Говорухин придумал вместе с оператором Юрием Клименко и художником Валентином Гидуляновым черно-белую эстетику для современной истории и создал, пожалуй, свое самое стильное кино.
Со вторым докладом выступил аспирант I курса Н.О. Якушев. Он представил информацию о кинофильме. Лента создана по мотивам романа французского писателя Калефа Ноэля «Лифт на эшафот». Главное действующее лицо фильма – Игорь Лебедев – финансовый директор крупной корпорации. Он совершает убийство бухгалтера, который знал о его нечистых махинациях и пытался восстановить справедливость, но ему удается избежать подозрений в убийстве бухгалтера. В то же время на него обрушиваются другие, еще более тяжкие обвинения.
В ходе рассмотрения информационного материала были выделены следующие вопросы для обсуждения:
– Чем руководствовался С. Говорухин, выбирая для своей ленты стиль нуар (черно-белое стилизованное кино)?
– Какова идея кинофильма?
– Как оценили кинофильм критики?
В ходе дискуссии по поставленным вопросам участники мероприятия обменялись мнениями и пришли к следующим выводам:
1. Совершенно очевидно, что форма картины превалирует над содержанием. Режиссер играет в нуар, классическое черно-белое кино с детективным сюжетом, закрученной интригой и неожиданной развязкой, но играет довольно поверхностно – можно массу претензий предъявить и к сценарию, и к не всегда ровному ритму, местами раздражающему монтажу или игре актеров.
2. Сюжет про стечение обстоятельств у С. Говорухина превращается в легенду о том, что общество забито преступниками, все на крючке и под колпаком, каждого при желании можно посадить.
3. Фильм вызвал неоднозначную реакцию зрителей и критиков. На премьере кинофильма С. Говорухин был обескуражен реакцией зрителей: «Когда я услышал смех в зале, это меня удивило и обидело. Не предполагал такой реакции». Станислав Сергеевич рассчитывал на другое восприятие.
В ходе обсуждения аспиранты отметили, что рассмотрение данного материала представляется интересным и актуальным, т.к. в кинофильме затронута проблема нечестности и несправедливости современного общества, которая волнует все неравнодушное население мира.