Вологодский научный центр Российской академии наук
29.03.202403.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

27.04.2016 г. Заседание Ученого совета

27 апреля 2016 года состоялось заседание Ученого совета ИСЭРТ РАН, на котором было представлено научно-информационное сообщение зав. лабораторией исследования проблем развития трудового потенциала канд. экон. наук Г.В. Леонидовой на тему «Воспроизводство человеческого капитала в современной России: тенденции и проблемы».

Во вступительной части доклада Г.В. Леонидова обозначила актуальность исследования человеческого капитала в современной России, обратилась к международным системам и показателям, определяющим человеческий капитал, рассмотрела место России в данных рейтингах.

Далее Галина Валентиновна подробно остановилась на теоретико-методологических основах изучения человеческого капитала: периодизации развития теории человеческого капитала, основных подходах к определению понятия, этапах развития и подходах к оценке, на факторах, влияющих на формирование, распределение и использование человеческого потенциала. Также автором была представлена собственная типологизация неэкономических факторов развития человеческого капитала.

Переходя к анализу проблем воспроизводства человеческого капитала по средством эмпирических данных, Г.В. Леонидова рассмотрела все стадии развития человеческого капитала.

В исследовании выявлено, что формирование человеческого капитала России связано с рядом ограничений. Среди демографических факторов это сокращение численности населения трудоспособного возраста (начиная с 2008 года в России происходит сокращение численности лиц трудоспособного возраста. По прогнозам специалистов в течение ближайших 10 лет (2014 – 2023 гг.) вступать в этот контингент будет в среднем ежегодно по 1,3 – 1,5 млн человек, тогда как выбывать – по 2,1 – 2,5 млн человек.); старение населения (в России нагрузка пожилыми в сравнении с развитыми государствами не столь велика (19% в 2014 году), однако в дальнейшем она продолжит увеличиваться вследствие нарастания демографического старения); рост демографической нагрузки (за период 2000 – 2014 гг. общий коэффициент демографической нагрузки в России вырос на 8% и составил 678 чел. на 1 тыс. трудоспособных граждан); смертность населения в трудоспособном возрасте (ее уровень для мужчин России на протяжении рассматриваемого периода в 4 раза превышал аналогичный в развитых странах мира, общемировой – в 2 раза).

В сфере образования – низкий уровень финансирования, отсутствие системной работы по профессиональной ориентации школьников, утрата роли семьи в профессиональном самоопределении детей, рост образовательного уровня населения России не трансформируется в высокое качество экономики, существенное отставание РФ по индексу развития человеческого потенциала от лидеров мирового развития, снижение качества подготовки кадров, массовизация программ высшего образования и разрыв между уровнем подготовленности выпускников школ и требованиями к знаниям в высших учебных заведениях, оптимизация сети образовательных учреждений.

Среди позитивных моментов связанных с формированием человеческого капитала докладчиком отмечены рост ожидаемой продолжительности жизни, сокращение численности лиц, впервые признанных инвалидами, сокращение младенческой смертности, высокий уровень образования, высокая доля высокообразованного занятого населения, темп роста инвестиций в образование выше среднего по ОЭСР, возрождение дополнительного образования, сохранение у молодого поколения Z (поколение, родившееся в конце 90-х – начале нулевых годов) приверженности общечеловеческим ценностям.

Распределение человеческого капитала характеризуется следующими особенностями. Структура занятости смещается в сферу торговли и услуг, где не предъявляется высоких требований к качеству человеческого капитала, присутствует несоответствие полученного образования направлению трудоустройства, а также несоответствие квалификации сотрудников требованиям рабочих мест (более 40% среди трудоспособного населения не работают по специальности). Происходит диверсификация и «дестандартизация» форм занятости в российской экономике, что определило широкое распространение неформальной занятости (например, в личных подсобных хозяйствах и т. д.), недозанятости, сверхзанятости, работы по устной договоренности (фрилансерство, аустаффинг) и т. д. Российскому обществу необходимо стремиться к достижению критической массы «работников», соответствующих новому типу экономики, на уровне развитых стран (до 35%), достижение этой задачи возможно с формированием системы непрерывного образования, повышения квалификации работников.

Использование человеческого капитала характеризуется показателями включенности человека в трудовую деятельность: уровень занятости, экономической активности, безработицы. Россия относится к числу государств с высоким уровнем занятости населения; повышение уровня экономической активности населения необходимо и возможно через вовлечение различных слоев неактивного населения (подростков, молодежи, мигрантов, безработных, инвалидов, женщин в декретном отпуске) в трудовую деятельность. Также автором отмечена проблема низкой производительности труда и инновационной активности россиян.

Заключая, Галина Валентиновна сделала вывод о том, что человеческий капитал современной России имеет вполне конкурентоспособную характеристику, в то же время воспроизводственные процессы человеческого капитала обременены рядом негативных факторов во всех фазах его воспроизводства. Автором предложены основные ориентиры по качественному воспроизводству человеческого капитала, нивелированию негативных факторов, определены перспективы развития исследовательской деятельности по данной тематике в рамках возглавляемой лаборатории.

В обсуждении материалов доклада приняли участие д-р экон. наук, профессор В.А. Ильин, д-р экон. наук Т.В. Ускова, д-р экон. наук А.В. Маклахов, д-р экон. наук К.А. Гулин и другие члены Ученого совета ИСЭРТ РАН.

Прикрепленные файлы

1 Леонидова Г.В._презентация 27.04.2016

Прикрепленные изображения

Все сообщения